Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Идея планирования впервые возникла в 20-х годах ХХ века, как форма институционализма, а точнее его институционально-социологического течения, представителями которых были Ф. Перру (Франция), Г. Мюрдаль (Швеция), У.Льюис (Великобритания), Дж. Гелбрейт (США). В начале эта идея была отвергнута, так как предусматривала вмешательство государства в рыночную экономику, что в тот период считалось посягательством на свободу предпринимательства. Однако, в последующие годы очевидным стало то, что эффективность деятельности любой организации или системы, а именно к этому стремится все мировое сообщество, возможна определенно при наличии систематизирующего и организующего звена, которое направляет, регулирует активность всех компонентов системы, входящей в общую систему управления.
Таможенный менеджмент представляет собой теорию управления таможенным делом – таможенными организациями (органами), процессами (функциями, процедурами, операциями), технологиями, ресурсами (кадровыми, информационными и др.), услугами. Поэтому система управления в таможенных органах определяют своей главной целью и задачей достижение единства в действиях всех сотрудников таможенной службы. Система менеджмента как раз и обеспечивает выполнение таких задач.
Однако, на практике можно убедиться в том, что в таможенном менеджменте управление без специализированных управленческих теорий и знаний зачастую приводит к глобальным просчетам и ошибках в оперативной и служебной деятельности, наносит существенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.
Владение основными теоретическими положениями, знаниями в области таможенного права, которые раскрывают сущность содержания основных принципов управления в таможенном деле — вот основы, без которых невозможно оптимально организовать выполнение задач м функций, которые возложены на таможенные органы Российской Федерации.
В данной курсовой работе пойдет речь о функции планирования в таможенном менеджменте как об основной и существенной функции управления, с помощью которой в таможенной службе вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. Так же в данной работе определим основные методики планирования в таможенной службе.
В связи с тем, что тема планирования в таможенном деле является основополагающей, так как непосредственно влияет на развитие международной торговли. Актуальность темы курсовой работы заключается в грамотном и эффективном применении функции планирования всех структур и направлений деятельности таможенных органов, что в последствии ведет к значительному увеличению внешнеторгового оборота и укреплению международной инвестиционной репутации страны.
Цель данной работы заключается в рассмотрении особенности планирования таможенного менеджмента. На основании этого, определим следующие задачи:
- определить понятие, структуру, функции планирования в таможенной службе;
- рассмотреть основные методики планирования и контроль за их исполнением;
- определить и рассмотреть мероприятия по совершенствованию планирования в таможенном менеджменте.
В курсовой работе представлено две главы теоретической направленности, что определит значение и даст характеристику функции планирования. Третья глава включает анализ основных проблем и путей их решения в планировании таможенного дела.
При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования как системный, метод анализа и синтеза.
В ходе написания курсовой работы использовалась широкая информационная база. В нее вошли некоторые работы отечественных ученых, таких как, Дегтярев В.Г., Демченко А.А., Ершов А.Д., Коган М.В., Молчанова О.В., Макрусев В.В., Черных В.А., Блинов Н.М., Съедин С.И., Шипунов В.Г., Кишель Е.Н., а также периодические издания и интернет источники.
ГЛАВА 1. Планирование - часть системы управления в таможенном деле.
Планирование (от франц. planer «парить», далее из plain «ровный, плоский, гладкий) – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей задач и действий в будущем .
Система управления таможенными органами представляется как комплекс взаимосвязанных элементов, функционирование которых позволяет обеспечить эффективную деятельность таможенных органов, действия которых направлены на достижение поставленных целей и задач.
При планировании и исполнении управленческой деятельности необходимо рассмотреть наличие таких составляющих, как субъект и объект управления, а также соотношение прямых и обратных связей между ними, которые образуются в процессе их деятельности.
Система управления в таможенном менеджменте образуется за счет взаимосвязанных субъектов и объектов управления.
Субъектам системы управления в таможенных органах можно считать всех руководителей, их заместителей, начальников, которые в силу своих обязанностей принимают управленческие решения, от которых зависит эффективность деятельности таможенного органа, а также дающих поручения своим подчиненным и коллективам и имеющих право требовать от них выполнения поставленных задач. Это все элементы и подсистемы ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты, осуществляющие целенаправленное воздействие на объекты управления.
Объектами системы управления в таможенном менеджменте принято считать исполнителей решений, приказов, поручений руководителей, начальников ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, специалистов в сфере таможенного дела, организационных структур, всеми видами таможенной деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, а также необходимыми ресурсами при реализации таможенной деятельности .
Рассмотрим структуру системы управления в таможенных органах, которая состоит из взаимосвязанных элементов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления, которые можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1. Механизм совершенствования системы управления в таможенных органах России.
Законы, принципы, цели, методы и функции управления составляют механизм управления. Структура управления представлена органами, кадрами и техническими средствами управления. Процесс управления включает деятельность всех объектов управления, направленную на достижение целей управления .
Без осуществления функций управления таможенными органами невозможно раскрыть сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях системы управления в таможенных органах, поэтому функции управления являются важнейшими, неотъемлемыми элементами системы управления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Непарко В.М., А.Н. Кучерова. Планирование в таможенных органах // Инновационные технологии научного развития. 2019. № 4. С. 146.
2. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. Перераб. и дополн. изд.-М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 2006
3. Архипов А.Ю., Черковец О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов – Ростов –на-Дону: «Феникс», 2007.
4. Погожин П.И. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2005
5. Халипов С.В. Таможенное право.– М.:Инфра, 2007.
6. Гончарова В.С. Особенности осуществления функций управления в таможенных органах // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2020». 2020.№ 7. С. 234 – 236
7. Нацыпаева Е.А. Роль планирования в процессе повышения деловой активности государства (на примере таможенных органов РФ) // Наука и общество. 2020. № 4 (19). С. 154.
8. Бакаева О.Ю., Матвиенко Т.В. Таможенное право России. М., 2013. С 65.
9. Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело– Ростов на Дону: Феникс, 2007. С 135.
10. Макрусев В.В., Черных В.А. Управление таможенным делом. URL: httр://www.tkоd.u/librаry/mаkrusеv-uрrаvlеniе-td96.html (дата обращения – 07.02.2023).
11. Крюков И.А. Особенности государственного регулирования ВЭД. – М.: Инфра-М, 2007.с 86
12. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Центральное таможенное управление. URL:http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&i85:info-o-tam-org-bel-cat&Itemid (дата обращения 06.02.2023)
13. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 года № 1388-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – № 18. – Ст. 2220.
14. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2020 – 2022 годы. http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&v.
15. Лемешева Ж.С. Совершенствование научно- методического аппарата планирования контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов РФ // Инициативы 21 века. 2019. № 1. С. 15.